альманах
Одиссей. Человек в истории.
основан А.Я. Гуревичем в 1989 году

«MADONNA DEL SOCCORSO», ИЛИ ПАРАДОКС МИРНОГО ГНЕВА

Серия: Библиотека "Одиссея". Агрессия демонов и гнев святых ПРЕПРИНТ (стр. 23-69) | Махов Александр Евгеньевич

В статье анализируется связь между средневековыми теориями гнева и репрезентациями этой эмоции в жестово-мимических системах. Средневековая теория эмоций различает два вида гнева: греховный и праведный. Первый трактуется как неконтролируемая эмоция, которую нельзя скрыть: она обязательно находит выражение во внешних признаках, каталоги которых создавались, вслед за Сенекой, средневековыми авторами. В греховном гневе мимика, искажающая лицо, полностью соответствует бурной жестике; их «гармония» позволяет условно обозначить эту жестово-мимическую систему как естественную.

Праведный гнев могут испытывать святые, Иисус Христос и, по-видимому, даже Богоматерь. Концепция такого гнева включает моменты, по сути своей противоположные естественному представлению о гневе. Так, Лактанций внедряет в состав гнева идею милости; Августин – идею спокойствия; Григорий Великий – идею кротости. Конрад Мегенберский связывает такой гнев с добродетелью мужества. Христианская теория праведного гнева оказывается своего рода эмоциональным оксюмороном, а его жестово-мимическую систему также можно трактовать как оксюморон: на уровне жестики праведный гнев сохраняет агрессивность, однако его мимика миролюбива и спокойна, в полном противоречии жестике.

Ключевые слова: гнев греховный и праведный, жестика и мимика гнева, эмоциональный оксюморон, грехи, Сенека, Григорий Великий, Александр Некам, Пруденций, Лактанций, Августин, Фома Аквинский

Библиография

.