альманах
Одиссей. Человек в истории.
основан А.Я. Гуревичем в 1989 году

Миряне вологодской и великоустюжской епархии перед лицом «внезапной смерти»

Одиссей. Человек в истории. 2022: Homines novi: новые социальные группы в жизни общества; Смерть внезапна! (стр. 229-254) | Лавров Александр Сергеевич

Статья посвящена мирянам, погибшим «внезапной смертью», иначе говоря, тем, кто не успел исповедоваться перед смертью. В эту гетерогенную группу, состав которой претерпел известные изменения в раннее Новое время, попали утопленники, убитые молнией, жертвы разбойников, а также, разумеется, самоубийцы. Христианское погребение для них было возможно лишь после положительного решения епархиального архиерея, которое последний принимал либо после подробного исследования дела приходским священником, либо по результатам челобитной, поданной родственниками погибшего (для самоубийц подобное положительное решение могло быть принято, если выяснялось, что суицид был совершен в безумии). Конечно же, сверхзадачей статьи является получение прямых и косвенных свидетельствах о самоубийствах. Проанализированные в статье данные по Вологде относятся к XVII в., и к Великому Устюгу - к XVIII в. Несмотря на то, что самоубийство было впервые криминализировано в светском праве в 1715 г. (Артикул воинский), вологодские дела XVII в. оказываются похожими на великоустюжские дела XVIII в. И в том, и в другом случае приходское духовенство предпочитало «договариваться» с семьями погибших, что минимализировало количество отказов в христианском погребении.

Ключевые слова: покойник, причина смерти, покаяние, христианские похороны, самоубийство, сумасшествие, сonfession, Christian burial, suicide, madness.

Библиография

ИСТОЧНИКИ

 

Государственный архив Вологодской области. Великоустюжский филиал (ВФ ГАВО). Ф. 363. Oп. 1. №№ 54; 284; 380; 381. Ф. 364. Оп. 1. № 178.

Деяния московских соборов 1666 и 1667 годов. М., 1893.

Законодательство периода становления абсолютизма. T. 4. Российское законодательство XXX вв. M., 1986.

Книга правил святых апостол, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отец. М., 1992.

Кормчая книга. М., Печатный двор, 1650.

Описание свитков, находящихся в Вологодском епархиальном древлехранилище. Вологда, 1899. Вып.1; 1900. Вып. 2; 1900. Вып.3; 1901. Вып. 4: 1902. Вып. 5; 1903. Вып.6; 1904. Вып.7: 1905. Вып.8; 1908. Вып.9; 1909. Вып. 10; 1910. Вып. 11.

Памятники истории старообрядчества XVII в. Кн. 1. Вып. 1 (Русская историческая библиотека. Т. 39). Л., 1927.

Полное собрание постановлений по ведомству православного исповедания Российской империи. T. IX, 1735–1737 гг., СПб., 1905. № 3158.

Полное Собрание законов Российской империи. № 7450.

Словарь русского языка XVIII в. СПб., 2001. Вып. 2.

Словарь русского языка XI–XVII вв. M., 1982. Вып. 9.

Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. II. Л–П., СПб., 1902.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Бошковска Н. Мир русской женщины семнадцатого столетия / Пер. c нем. Р.А. Гимадаева. СПб., 2014.

Бенешевич В.Н. Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. T. 1. СПб., 1906.

Булычев А.А. Между святыми и демонами: Заметки о посмертной судьбе опальных Ивана Грозного. М., 2005.

Власова И.В. Сельское расселение в Устюжском крае в XVIII – первой четверти XX в. M., 1976.

Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995.

Кремлева И.А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русский Север. Этническая история и народная культура XII–ХХ вв. М., 2001.

Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877.

Тюменцев И.О. Русские самозванцы 1606–1607 годов и народная религиозность // Средневековое православие от прихода до патриархата. Волгоград, 1998. Вып. 2.

Freeze G. Handmaiden of the State? The Church in Imperial Russia Reconsidered // Journal of Ecclesiastical History. 1983. Vol. 36. № 1. P. 82102.

Morrissey S. Suicide and the Body Politic in Imperial Russia. Cambridge, 2006.

Murray A. Suicide in the Middle Ages. Oxford, 2000. Vol. II: The Curse on Self-Murder.