Одиссей. Человек в истории-2023 (№1): Божественное чудо в литературной традиции и повседневной жизни (стр. 35-59) | Пантелеев Алексей Дмитриевич
Статья посвящена описанию преемственности между взглядами язычников и христиан на чудо и магию, а также анализу диалога о чудесах, развернувшемуся между ними во II–III вв. Рассматриваются такие вопросы, как античная и иудейская традиция о чародеях, термины, описывающие чудотворцев и колдунов, свидетельства раннехристианской литературы о чудесах в апостольское время и последующий период, роль чудес в распространении христианства и полемика между христианами и язычниками, прежде всего Оригеном и Цельсом, о природе чудес Христа и его последователей. Особое внимание уделено чудесам в ранней агиографии. Они встречаются всего в нескольких текстах, а их характер — предзнаменования скорой смерти, видения, дарование способности терпеть пытки — носит «непубличный» характер, что отличает их от того, что встречается в античных сочинениях или апокрифических Деяниях апостолов. Мы полагаем, что обращение к чудесам в большей степени свойственно сочинениям, обращенным ко внешней языческой, а не к христианской аудитории.
The article describes the continuity between pagan and Christian views on miracle and magic and examines the dialogue about miracles that unfolded between them in the 2nd – 3rd centuries. The author explores such issues as the ancient and Jewish tradition about sorcerers, terms describing miracle workers and sorcerers, evidence from early Christian literature of miracles in the Apostolic period and later, the role of miracles in the spread of Christianity, and the controversy between Christians and pagans, especially Origen and Celsus, about the nature of the miracles of Christ and his followers. Special attention is paid to miracles in hagiographic works. They can be found in several texts, and their character — omens of imminent death, visions, the gift of the ability to endure torture — is “non-public”, which distinguishes them from what can be seen in the ancient writings or the apocryphal acts of the apostles. We believe that the appeal to miracles is more typical of texts addressed to an external pagan, rather than to a Christian audience.