"... Проливая слёзы вместо крови": бескровное мученичество в житии и литературном творчестве Симеона Нового богослова
Одиссей. Человек в истории-2023 (№1): Божественное чудо в литературной традиции и повседневной жизни (стр. 60-102) | Ушаков Александр Юрьевич
В статье исследуется возникновение и развитие теологемы martyrium sine cruorum в ее связи с идеей подражания Христу (μίμησις Χριστοῦ) в восточно-христианской аскетической литературе, трактовка этой теологемы в житии и литературном творчестве византийского мистика X – XI вв. Симеона Нового Богослова. В статье показана взаимосвязь теологемы бескровного мученичества и идей аскетического самоотвержения, идеи пастырского попечения, антропологических феноменов аскетических практик, проблемы авторитета и власти в религиозном сознании византийского общества, стремления к трансляции аскетического идеала в массовом сознании. В результате анализа источников были сделаны следующие выводы: μίμησις Χριστοῦ и связанная с ним идея бескровного мученичества в византийской традиции имеет дидактическое и воспитательное значение в агиографической и богословской литературе. Подвигом мученичества становится преодоление различных искушений и преодоление трудностей, ведущих к общению с Богом. Благодаря пастырскому попечению эта модель транслируется в общественное сознание византийцев и становится активной практикой. Принцип imitatio определял как литературные, так и поведенческие модели Средневековья и на Западе, и на Востоке.
The article examines the emergence and development of the theologema martyrium sine cruorum in its connection with the idea of imitation of Christ (μίμησις Χριστοῦ) in Eastern Christian ascetic literature, the interpretation of this theologema in the Life and literary work of the Byzantine mystic of the 10th – 11th centuries Symeon the New Theologian. The article shows the relationship between the theologema of bloodless martyrdom and the ideas of ascetic selflessness, the idea of pastoral care, anthropological phenomena of ascetic practices, the problem of authority and power in the religious consciousness of Byzantine society, the desire to translate the ascetic ideal in the mass consciousness. As a result of the analysis of the sources, the following conclusions were made: μίμησις Χριστοῦ and the idea of bloodless martyrdom associated with it in the Byzantine tradition has a didactic and educational significance in hagiographic and theological literature. The deeds of martyrdom become the enduring of various temptations and overcoming difficulties that lead to communication with God. Through pastoral care, this model is translated into the public consciousness of the Byzantines and becomes an active practice. The imitatio principle determined both literary and behavioral models of the Middle Ages in both the West and the East.