Одиссей. Человек в истории-2023 (№1): Божественное чудо в литературной традиции и повседневной жизни (стр. 125-150) | Бунина Мария Владимировна
В России XVIII в. синодальная церковь и светские власти предпринимали значительные усилия по борьбе с суевериями и неблагочестивыми практиками православных прихожан. Привлекали их внимание не только вера в магию и ереси, но и люди, которым были явлены чудеса и эсхатологические видения. В статье рассматривается 50 случаев церковных расследований (бόльшая часть которых до настоящего времени не вводилась в научный оборот), сохранившихся в московских и санкт-петербургских центральных архивах, в государственных архивах Ярославля и Ростова. Все эти случаи содержат рассказ о чудесных видениях, откровениях и исцелениях. В исследовании на примере Флорищевой пустыни сделана попытка определить особенности структуры и образной системы нарративов о чудесах, их этиологическую составляющую, и об их существовании в народной культуре и церковной литературе.
In 18th-century Russia, the Synodal Church and secular authorities undertook significant efforts to combat the superstitions and impious practices of Orthodox parishioners. Their attention was drawn not only to belief in magic and heresies, but also to people who claimed to witness miracles and eschatological visions. The article examines 50 cases of clerical investigations, most of which have not been introduced into the scientific community yet. The documents were preserved in Moscow and St. Petersburg central archives, in the state archives of Yaroslavl and Rostov. All these cases contain narrations about miraculous visions, revelations, and healings. In the following study there was made an attempt to determine the peculiarities of the structure and figurative system of narratives about miracles, their etiological component, and about their existence in popular culture and church literature, on the example of the Florishchev monastery.