альманах
Одиссей. Человек в истории.
основан А.Я. Гуревичем в 1989 году

Идея крестового похода в политической стратегии Немецкого ордена рубежа XV/XVI вв.

Одиссей. Человек в истории-2023 (№1): Божественное чудо в литературной традиции и повседневной жизни (стр. 247-263) | Бессуднова Марина Борисовна

Кризисное состояние орденских государств в Пруссии как следствие поражения Немецкого ордена в войнах с Польско-Литовским государством XV в., равно как и эскалация русско-ливонских противоречий, актуализировали вопрос о внешней помощи им со стороны католических государств Европы. В орденской документации этого периода акцентируются заслуги ордена времен завоевания Пруссии и Ливонии, а также его роль в обращении местных язычников и создании «крестоносных» государств. Основным мотивом того стало решение папы о выпуске «крестоносных» индульгенций (cruciate) в пользу поборников католической веры, на звание которых претендовали верховные магистры Немецкого ордена и магистры его ливонского подразделения. Позиционируя себя в качестве защитников веры от его врагов, турок и русских «схизматиков», руководство ордена рассчитывало не только на денежные дотации, но также на сохранение за ним статуса ландсгерра Пруссии, который оспаривался польско-литовскими государями, для чего требовалось доказать сохранение в изменившихся условиях его изначальной, «крестоносной» сущности. В силу зависимости от Польши верховные магистры вынуждены были уступить первенство в борьбе с турками польско-литовским государям и потому в качестве мотивации своих «крестоносных» проектов использовали обострение русско-ливонских противоречий и искусственно сфабрикованную идею «русской угрозы» для всего католического мира. Основное содержание «крестоносных» воззваний со стороны Немецкого ордена сводилось к оказанию ему помощи, прежде всего, финансовой при полном отсутствии призыва к тотальному военному выступлению католиков против русских и к обретению индульгенции в ее классическом понимании.

Ключевые слова: Немецкий орден, поздние крестовые походы, Пруссия, Ливония, «русская угроза»; German Order, last Crusades, Prussia, Livonia, “Russian threat”.