«ТЕРПЕНИЕ, С КОТОРЫМ НАДЛЕЖИТ ПРИСВАИВАТЬ РЕЛИКВИИ»: О НЕКОТОРЫХ СЮЖЕТАХ В ИСТОРИИ КУЛЬТА СВ. ЦЕЗАРИЯ АРЕЛАТСКОГО
Одиссей. Человек в истории-2023 (№2): История науки ПРЕПРИНТ (стр. 61-97) | Омельченко Дарья Михайловна
В статье систематизированы свидетельства источников о культе святого Цезария, епископа Арелатского (502-543). В поздней Античности он был одним из самых влиятельных представителей Церкви в Южной Галлии. Культ Цезария имел шансы выйти за пределы Прованса, благодаря широкой славе о епископе как чудотворце и популярности его проповедей. Арелатский епископ первым в Галлии получил статус папского викария, и это обстоятельство могло бы стать аргументом во внешней политике франкских королей и Римского престола. Впервые на Западе Цезарий разработал устав специально для аскетической общины женщин («Правило для дев») и мог заложить основы нормативной традиции средневекового женского монашества. Однако потенциальные возможности так и не претворились в жизнь, и культ Цезария остался локальным. Среди причин можно назвать следующие: своеобразный «тип святости» епископа-аскета, утративший популярность уже в раннее Средневековье, неприемлемость для Меровингов его позиции в отношении арианских правителей, погребение святого вдали от гробниц мучеников, периферийный статус Прованса в обширном Франкском государстве. На рубеже XX-XXI вв. неожиданный всплеск интереса к реликвиям епископа был вызван реставрацией его погребальных облачений. Естественнонаучные методы, применявшиеся при исследовании сакральных объектов, позволили сделать важные наблюдения в области материальной культуры. Несколько музейных выставок очертили круг связанных с именем епископа предметов, архивная работа позволила уточнить их историю. Эти мероприятия стали своеобразным «присвоением реликвий» Цезария Арелатского средствами века высоких технологий. В результате епископ сейчас – едва ли не более известная личность, чем на протяжении прошедших со дня его смерти полутора тысяч лет.
This article systematises the evidence from various sources on the cult of St Cesarius, bishop of Arles (502-543). During the late Antiquity he was one of the main figures in the Church of Southern Gaul. Cesarius' cult had the potential to extend beyond Provence: the bishop was known as a wonder-worker not only in Arles, his sermons were popular in various parts of Europe, his status as the first papal vicar in Gaul could become an argument in foreign policy for Frankish kings and the papacy. For the first time in the West, Caesarius developed a Rule specifically for the ascetic community of women («The Rule for Virgins») and may have laid the foundations of the normative tradition of medieval female monasticism. However, the potential opportunities were never realized, and the cult of Caesarius remained local. Among the reasons are the following: the inconsistency of the bishop with the hagiographic model that prevailed in late Antiquity, the unacceptability for the Merovingians of his position in relation to the Arian kings, the burial of the saint away from the tombs of the martyrs, the peripheral status of Provence in the vast Frankish state. At the turn of the 20th-21st centuries, an unexpected surge of interest in the bishop's relics was caused by the restoration of his funeral vestments. The natural science methods used in the study of sacred objects made it possible to make important observations in the field of material culture. Several museum exhibitions outlined the range of objects associated with the name of the bishop, archival work made it possible to clarify its history. These events have become a kind of «appropriation of relics» by Caesarius of Arles by means of the age of high technology. As a result, the bishop is now perhaps a more famous person than during the 1500 years that have passed since his death.