альманах
Одиссей. Человек в истории.
основан А.Я. Гуревичем в 1989 году

БЫТ ШИИТСКИХ ПАЛОМНИКОВ В НАДЖАФЕ И КЕРБЕЛЕ В XIX В.

Одиссей. Человек в истории-2023 (№2): История науки ПРЕПРИНТ (стр. 171-193) | Евстратов Антон Геннадьевич

Единственным паломничеством в качестве «столпа ислама», предписанным каждому мусульманину, является хадж в Мекку и Медину, однако адепты данной религии совершают «благочестивые странствия» и в другие места. Мусульмане-сунниты признают святые города, в которых находятся желательные для посещения объекты (например, Иерусалим, считающийся «третьим святым городом», и расположенная там мечеть Аль-Акса), вместе с тем, эти паломничества имеют не обязательный, а рекомендательный характер. Шиитские паломничества на землю Ирака – прежде всего в Наджаф и Кербелу, напротив, имеют статус, очень близкий к обязательному. В этих городах покоятся, соответственно, первый и третий шиитские Имамы – Али и Хусейн, в Наджафе с XVIII-XIX вв. сформировался основной центр шиитской учености, а потому сюда устремлены взгляды и помыслы миллионов верующих шиитов. Вместе с тем, шиитское паломничество, как и хадж, – действие не только чисто религиозное, но и социальное. Посетившие святые места люди получают прозвища «кербелаи», «наджафи» (также, как и «машхади» - после посещения другого центра паломничества – иранского Мешхеда) и пользуются особым уважением единоверцев. В данном исследовании мы рассмотрим быт паломников к шиитским святыням Ирака (территория расположения которых называлась «Турецкая Аравия», или «атабат») в XIX в., т.к. именно в то время стали стремительно меняться традиционные реалии мусульманского мира вообще и его шиитской части. Эти перемены связаны и с уникальной политической ситуацией (с одной стороны, пребывание шиитских святынь на территории суннитской Османской империи, а с другой – ориентация местного шиитского населения на управляемый династией Каджаров Иран, причем оба государства имели полуколониальный статус), и со стремительным развитием науки и техники, и с весьма своеобразной идеологической обстановкой. И в Иране, и в Османской империи в XIX столетии проходили светские реформы, кроме того, многие значительные шиитские общины жили на территориях, принадлежавших немусульманским государствам – России и Великобритании.

 

Ключевые слова: шиизм, ислам, зиярат, Ашура, Кербела, Наджаф, Имам Али, Имам Хусейн