АНТИХРИСТ В ВИФЛЕЕМЕ? ОТ ВАН ВЕЙДЕНА К БОСХУ
Одиссей. Человек в истории-2023 (№2): История науки ПРЕПРИНТ (стр. 194-255) | Майзульс Михаил Романович
На ретаблях, созданных в Нидерландах на рубеже XV–XVI вв., центральная панель часто представляет поклонение волхвов младенцу Иисусу. Однако на одноименном триптихе Иеронима Босха, который хранится в Музее Прадо, этот сюжет включает серию иконографических «аномалий». Они оставляют у исследователей подозрение, что в образе скрыто «двойное дно». Главный ключ к его интерпретации — появление в дверях яслей зловещего персонажа в красном плаще. Существует множество версий того, кто это. Самой убедительной из них остается та, что Босх ввел в сцену Богоявления фигуру иудейского Лжемессии — самого Антихриста. Ни на одном из более ранних изображений этого сюжета его не найти. Тем не менее, мы можем проследить визуальную генеалогию этого персонажа. В статье показано, что группа, состоящая из Антихриста и его спутников, восходит к группе мужчин, стоявшей в дверях хлева на «Триптихе св. Колумбы» Рогира ван дер Вейдена. Босх показывает, что мир, который встречает Спасителя, ему во многом враждебен. Такая трактовка в то время была необычна, но все же не уникальна. В позднесредневековых изображениях, связанных с рождением и младенчеством Христа, периодически появлялись фигуры, которые олицетворяли (иудейское) неверие. Автор прослеживает, как Босх конструирует облик своих персонажей и вводит в изображение серию деталей, которые соотносят их друг с другом, но затрудняют их однозначную идентификацию.