Одиссей. Человек в истории. 2022: Homines novi: новые социальные группы в жизни общества; Смерть внезапна! (pages 30-49) | Русанов Александр Витальевич
Университеты традиционно рассматриваются как одно из уникальных созданий латинского Средневековья. Тесно связанные с этими институтами средневековые интеллектуалы описываются как новая социальная группа, оказавшая огромное влияние на судьбу Запада (например, в исследованиях Ж. Ле Гоффа). Однако важнейшим вопросом остается то, в какой степени и каким образом воспринималась новизна этой группы в рамках языков самоописания средневекового общества, как в рамках риторики, так и в сфере права. Этой проблеме посвящен ряд исследований, однако они затрагивают, главным образом, случаи крупнейших ученых центров Европы, в частности, Парижа. Периферийные университеты и члены их корпораций, зачастую воспроизводившие правовые модели и риторику саморепрезентации знаменитых университетов, как правило, изучаются мало.
В статье рассмотрен один из подобных случаев – формирование социальной группы португальских интеллектуалов XIII–XV вв., связанных с университетским сообществом. Португальский studium generale был основан между 1288 и 1290 гг. в Лиссабоне, в течение следующих 100 лет неоднократно переезжал между двумя городами, Лиссабоном и Коимброй. В XIII–XV вв. представления о роли университетского сообщества претерпели множество изменений. Анализируя используемую в текстах терминологию и формы репрезентации интеллектуалов, автор пытается осмыслить новизну и «древность» средневековых университетских корпораций и связанных с ними социальных групп.
References
БИБЛИОГРАФИЯ
ИСТОЧНИКИ
Chartularium Universitatis Portugalensis / Ed. A. Moreira de Sá. Vol. I. Lisboa, 1967.
Chartularium Universitatis Portugalensis / Ed. A. Moreira de Sá. Vol. II. Lisboa, 1968.
Chartularium Universitatis Portugalensis / Ed. A. Moreira de Sá. Vol. III. Lisboa, 1969.
Chartularium Universitatis Portugalensis / Ed. A. Moreira de Sá. Vol. IV. Lisboa, 1970.
Chartularium Universitatis Portugalensis / Ed. A. Moreira de Sá. Vol. VI. Lisboa, 1974.
Chartularium Universitatis Portugalensis / Ed. A. Moreira de Sá. Vol. VII. Lisboa, 1978.
Chartularium Universitatis Portugalensis / Ed. A. Moreira de Sá. Vol. VIII. Lisboa, 1981.
Fernão Lopes. Crónica de D. João I / Introd. H. Baquero Moreno, pref. A. Sérgio, Porto, 1983.
Primόrdios da cultura portuguesa I / Ed. A. Moreira de Sá. Lisboa, 1966.
Rui de Pina. Chronica de El-Rei D. Duarte. Porto, 1914
ЛИТЕРАТУРА
Варьяш О.И. Пиренейские тетради. М., 2008.
Варьяш О.И. Прагматика 1340 г. // Средние века. 1991. № 54. С. 228–234.
Казбекова Е.В. Инкорпорация // Православная энциклопедия. Т. XXII. М., 2010. C. 674–679.
Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2003.
Русанов А.В. Дом учености, семена знания, сокровищница науки: риторические образы и социальные метафоры западноевропейских университетских сообществ в XIII–XIV вв. // Одиссей: Человек в истории. 2021. Вып. 29. С. 16–34.
Русанов А.В. Между морализаторской риторикой и политической теорией: ценные мысли инфанта дона Педру // Бог, Рим, народ в cредневековой Европе. М., 2021. С.166–187.
Русанов А.В. Подтверждения привилегий Португальского университета в правление короля Жуана I (1384/1385–1433) // Средние века. 2015. № 76(3-4). С. 360–375.
Русанов А.В. Прошения Португальского университета и адресованные ему папские послания в начальный период Великой схизмы (1377–1380) // Средние века. 2021. Т. 82. № 4. С. 47–65.
Уваров П.Ю. От школ к университету: рождение корпорации // Городские сообщества Западной Европы в Средние века / Отв. ред.: П.Ю. Уваров, Г.А. Попова. М.: Индрик, 2018. С. 277–305.
Урри Дж. Как выглядит будущее? / Пер. с англ. А.Матвеенко; под науч. ред. С. Щукиной. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018.
Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья) / Ред. Н.Б. Баранникова, В.Г. Безрогов. М.: ИТИП РАО, 2013.
Эксле О.Г. Схемы истолкования социальной действительности в раннее и высокое Средневековье в аспекте истории и знания // Эксле О.Г. Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья. М., 2007. С. 23–95.
Creytens R. Le Studium Romanae Curiae et Le maître du Sacre Palais // Archivum Fratrum Praedicatorum 1942. 12. P. 5–83.
Cruz Coelho M. H. da. As Finanças // História da Universidade em Portugal. Vol. I. T. I (1290–1536). Coimbra, 1997. P. 39–67
Fleisch I. Sacerdotium – Regnum – Studium. Der westiberische Raum und die europäische Universitätskultur im Hochmittelalter. Prosopographische und rechtsgeschichtliche Studien. Münster: LIT, 2006.
Fumagalli Beonio Brocchieri M. L'intellectuel // L'homme médiéval / Dir. J. Le Goff. Paris: Seuil, 1989. P. 201–228.
Gama Caeiro F. J. da. A organização do ensino em Portugal no período anterior à fundação da Universidade // Arquivos de História de Cultura Portuguesa. 1968. Vol. 2/3. P. 1–23.
Gama Caeiro F. J. da. Ensino e pregação teológica em Portugal na Idade Média: algumas observações // Revista Española de Teologia. 1984. Vol. 44. Fasc. 1. P. 113–135.
Gomes S.A. La formation intellectuelle du clergé séculier portugais du XIIe au XIVe siècle // Carreiras Eclesiásticas no Ocidente Cristão (séc. XII-XIV). Porto, 2007. P. 103–122.
Gorochov N. Naissance de l’université: Les écoles de Paris d'Innocent III à Thomas d'Aquin (v. 1200–v. 1245). P.: Honoré Champion, 2016.
Kleine M. Los orígenes de la burocracia regia en Castilla: la especialización de los oficiales de Alfonso X y Sancho IV // e-Spania (on-line). 2015. 20.
Kouamé Th. De l’office à la dignité: L’écolâtre cathédral en France septentrionale du IXe au XIIIe siècle. Leiden, Boston: Brill, 2021.
Le Goff J. Les Intellectuels au Moyen Âge (Points Histoire). Paris: Seuil, 2010.
Lusignan S. «Vérité garde le roy». La construction d’une identité universitaire en France (XIIIe– XVe siècle). P., 1999.
Makdisi G. The rise of colleges: institutions of learning in Islam and the West. Edinburgh, 1981.
Maravall J.A. La formación de la conciencia estamental de los letrados // Revista de estudios políticos. 1953. Nº 70. P. 53–80.
Marques M.A. O saber e os saberes na legislação sinodal portuguesa da Idade Média // História. Revista. 2013. Vol. 18. Nº. 1. P. 91–101.
Mattoso J. A universidade e a sociedade // História da Universidade em Portugal. Vol. I. T. I (1290–1536). Coimbra, 1997. P. 303–335.
Norte A. Letrados e cultura letrada em Portugal (Sécs. XII e XIII). (Tese de dout.) Lisboa: Universidade Nova de Lisboa, 2013.
Norte A. Processos de institucionalização do Estudo Geral português // A Universidade Medieval em Lisboa, Séculos XIII–XVI. Lisboa, 2013. P. 149–186.
Oliveira Leitão A. de. A universidade medieval portuguesa e os problemas do seu financiamento: os prolegómenos (séculos XIII–XIV) // Revista de História da Sociedade e da Cultura. 2018. Vol. 18. P. 13–31.
Paravicini Bagliani A. Cardinali di Curia e 'familiae' cardinalizie dal 1227 al 1254. Padua, 1972.
Pereira I. А vida do clero e o ensino da doutrina cristã através dos sínodos medievais portugueses. // Lusitania Sacra. 1978. Vol.10. P. 37–41.
Rodrigues M.A. Os primeiros estatutos da Universidade de Coimbra // Rodrigues M.A. A Universidade de Coimbra: Figuras e factos da sua história. Vol. I. Porto, 2007.
Rucquoi A. El rey sabio: cultura y poder en la monarquía medieval castellana // Repoblación y reconquista. Actas del III Curso de Cultura Medieval. Aguilar de Campo, 1993. P. 77–87.
Rüegg W. Foreword // A History of the University in Europe: Vol. 1. Universities in the Middle Ages. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. XIX–XXVII.
Rüegg W. Themes // A History of the University in Europe: Vol. 1. Universities in the Middle Ages. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 3–34.
Sousa A. de. A morte de D. João I: um tema de propaganda dinástica // Lucerna: colectânea de estudos de homenagem a D. Domingos de Pinho Brandão. Porto, 1984. P. 417–487.
Southern R.W. Scholastic humanism and the unification of Europe. Vol.1.: Foundations. Oxford; Malden: Blackwell Publishers, 2002.
Teeuwen M. The Vocabulary of Intellectual Life in the Middle Ages. Turnhout: Brepols, 2003.
Verger J. 'Nova' et 'vetera' dans le vocabulaire des premiers statuts et privilèges // Vocabulaire des écoles et des méthodes d'enseignement au moyen âge: Actes du colloque, Rome 21–22 octobre 1989 / Ed. O. Weijers. Turnhout: Brepols, 1992. P. 191–205.
Verger J. Une étape dans le renouveau scolaire du XIIe siècle? // Le XIIe siècle. Mutations et renouveau en France dans la première moitié du XIIe siècle / Éd. Fr. Gasparri. P.: Le Léopard d’Or, 1994. P. 123–145.
Weijers O. Terminologie des universités au XIIIe siècle. R.: Ateneo, 1987.