Одиссей. Человек в истории. 2022: Homines novi: новые социальные группы в жизни общества; Смерть внезапна! (pages 320-343) | Безрогов Виталий Григорьевич, Левинсон Кирилл Алексеевич, Ромашина Екатерина Юрьевна, Тетерин Иван Игорьевич
В статье сравнивается «Иллюстрированная книга для наблюдений и наставлений» Карла Фридриха Лаукхарда (Лейпциг, 1857–1860 гг.) с «Orbis sensualium pictus» Яна Амоса Коменского (Нюрнберг, 1658 г.) и «Детским миром и хрестоматией» Константина Дмитриевича Ушинского (С.-Петербург, 1861 г.). Основная линия сравнения касается того, как в трех книгах представлена одна тема – город. Авторы исследуют, как каждый из трех создателей учебников видел и демонстрировал ребенку «город» и «городское» в сопоставлении с «деревней» и «деревенским»: какими практиками наполнял городскую жизнь; какую точку выбрал для обозрения города «изнутри» и «снаружи»; как изменялись «городские» понятия и представления во времени и пространстве, при смещении содержания учебной книги из века в век и из страны в страну.
References
ИСТОЧНИКИ
Зрелище Вселенной на Латинском, Российском и Немецком языках, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй. СПб., 1788.
Корф Н.А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. СПб., 1871.
Паульсон И.И. Книга для чтения и практических упражнений в русском языке: учебное пособие для народных училищ / И. И. Паульсон. Изд. 2-е, испр., без букваря. СПб., 1861.
Толстой Л.Н. «Детский мир» // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.; Л., 1949. Т. 5. С. 539–552.
Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия: книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы: для первых 4-х классов гимназий и уездных училищ: в 2-х ч. СПб., 1861.
Bilder zum Anschauungs-Unterricht für die Jugend. Stuttgart; Eßlingen, 1879.
Comenius J.A. Orbis sensualium pictus. Noribergae, 1658.
Comenius I.A. Orbis Pictus auf Veranlassung der ursprünglichen Verlagshandlung von mehreren Jugendfreunden neu bearbeitet und herausgegeben von Adelbert Müller. Nürnberg, 1835.
Goldschmidt T. Bildertafeln für den Unterricht im Französischen. Leipzig, 1917.
Lauckhard C.F. Die Welt in Bildern. Orbis Pictus. Bilderbuch zur Anschauung und Belehrung. 3 Bde. Mit insg. 92 kol. Tafeln. Leipzig, 1868–1870.
Lauckhard C.F. Die Welt in Bildern. Orbis pictus. Bilderbuch zur Anschauung und Belehrung. 3. durchgesehene Auflage. 3 Teile in 1 Band. 92 Stahlst.-Tafeln mit über 600 kolor. Illustr. Leipzig, 1872.
Lauckhard C.F. Orbis pictus. Bilderbuch zur Anschauung und Belehrung. Bearbeitet von [Carl Friedrich] Lauckhard. Mit circa 600 color. Abb. 3 Bde. Leipzig, 1857–1860.
Ruprecht H.-J. Wand-Atlas für den Unterricht in der Naturgeschichte. Dresden, 1860.
ЛИТЕРАТУРА
Баранникова Н.Б., Безрогов В.Г. Теоретические аспекты изучения истории учебной книги // Эволюция практики образования и педагогической науки в прошлом и настоящем / Под ред. Г.Б. Корнетова, А.И. Салова. Москва, 2018. С. 48–72.
Безрогов В.Г. City images as presented in elementary schoolbooks in the middle of the 19th century // ГуманитарныеведомостиТГПУим. Л.Н. Толстого. 2020. №1. С. 193–213.
Безрогов В.Г., Тендрякова М.В. «Детский Мир» Ушинского в контексте германских первоисточников // Историко-педагогический журнал. 2014. № 1. С. 64–79.
Безрогов В.Г., Тендрякова М.В. Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
Безрогов В.Г., Тендрякова М.В. Корф и Город: figura Urbis capitis в учебной литературе для земской школы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 96–117.
Безрогов В.Г., Тендрякова М.В. Список двенадцати: иностранные источники «Детского Мира» К. Д. Ушинского // Мировая словесность для детей и о детях. М., 2014. Вып. 19. С. 190–196.
Безрогов В.Г., Тендрякова М.В. Ясный взгляд на детский мир: первые годы «Детского Мира» К.Д.Ушинского // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV. Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 83–101.
Ромашина Е.Ю., Тетерин И.И. К.Д. Ушинский: «Метода наглядного обучения и умственного развития» // Успехи современной науки. 2016. № 11. Т. 2. С.145–149.
Ромашина Е.Ю., Тетерин И.И., Старцева Н.М., Фуртова Г.А. Очевидная грамота: визуальный ряд российских азбук и букварей XIX – начала XX в. Тула, 2019.
Bezrogov V. “Homo vesteindutusduplici”, or Homogeneity in a Heterogeneous Context: Orbis sensualium pictus (1653-1703) // Heterogeneity and Educational Media / Ed. by B. Aamotsbakken, E. Matthes, S. Schütze. Bad Heilbrunn, 2017. P. 113–120.
Dvorak H. Biographisches Lexikon der Deutschen Burschenschaft. Band I: Politiker. Teilband 3: I–L. Winter. Heidelberg, 1999. S. 250–252.
Elson R.M. Guardians of Tradition: American Schoolbooks of the Nineteenth Century. Lincoln, 1966.
Salder J.E. J.A. Comenius and the concept of Universal Education. L., 1966.