Одиссей. Человек в истории-2023 (№1): Божественное чудо в литературной традиции и повседневной жизни (pages 5-34) | Арнаутова Юлия Евгеньевна
Начиная с эпохи Реформации культ святых и их реликвий подвергался интенсивной критике как обман корыстных священников. Но действительно ли все, что с современной точки зрения следует считать обманом, т.е. сознательным отступлением от истины, являлось таковым в глазах средневекового человека? В статье обсуждается вопрос о том, где пролегает граница между истиной и фальсификацией (falsitas) в сфере средневекового благочестия. На примере анализа житий святых, почитания реликвий и священных предметов, сообщений о чудесах автор показывает, что в религиозной жизни в Средние века «истина» обосновывалась не опытом, а трансцендентно, поэтому возникшие в эпоху Современности понятия «фальсификация», «легковерие» – чреваты анахронизмом, что граница между «истиной» и «обманом» пролегала не там, где теперь, что сама истина была относительной и представления о ней ученых клириков и рядовых верующих могли различаться. Например, вся сфера агиографии лежит вне проблемного поля «истинный» / «ложный», поскольку вымышленные сообщения о подвигах и чудесах святых, которые мы сегодня рассматриваем как литературную фикцию, были составной частью религиозной веры, формой благочестия и сомнению не подвергались. С другой стороны, любые чудеса самозваных святых или еретиков официальная Церковь считала «обманом» и предупреждала от почитания «ложных святых». Единого и однозначного понятия «обман» в средневековом благочестии не существовало, поэтому в исследованиях следует отграничивать обман с целью практической выгоды (например, фальсификация реликвий) от непреднамеренного обмана (заблуждения, вымысла) или обмана с благочестивой целью (pia fraus), а также исключать из «проблематики обмана» все то, что для человека Средневековья было непреложной истиной.