almanac
Odysseus. Man in History.
Established by A.Ya.Gurevich in 1989

Практики почитания мученика Филиппа, митрополита Московского, в соловецком монастыре XVII-начала XVIII в.

Одиссей. Человек в истории-2023 (№1): Божественное чудо в литературной традиции и повседневной жизни (pages 103-124) | Мельник Александр Гаврилович

Комплексный анализ различных источников показал следующее. Культ святого Филиппа митрополита впервые обозначился в Соловецком монастыре в 1616 г. Это стало возможно только после утверждения в 1613 г. новой династии Романовых в России. На протяжении XVII – начала XVIII века в Соловецком монастыре постепенно сложился комплекс практик почитания святого Филиппа. Особенно этот процесс активизировался после его канонизации в 1636 г. Посредством значительной части практик осуществлялась визуальная репрезентация рассматриваемого культа и его пропаганда среди населения страны. В этом монастырь следовал традициям и практикам почитания святых Зосимы и Савватия Соловецких, сложившимся в XVI в. Выяснилась своеобразная черта религиозности монахов Соловецкого монастыря, которые на протяжении большей части XVII в. были привержены к почитанию своих старых святых Зосимы и Савватия, но были индифферентны к новому культу Филиппа митрополита. Поэтому долгое время существовал разрыв между официальным, публичным почитанием святого Филиппа и приватным почитанием его монахами обители. Они стали относиться к Филиппу как к действительно своему святому, к которому стоит обращаться с молитвами и просьбами в повседневной жизни, лишь на рубеже XVII–XVIII вв.

Keywords: митрополит московский Филипп Колычев; Соловецкий монастырь; культ святого; канонизация святого; надгробный комплекс; metropolitan of Moscow Philip Kolychev; Solovki monastery; cult of saints; consecrating a saint; graveside complex