almanac
Odysseus. Man in History.
Established by A.Ya.Gurevich in 1989

Легитимация сакральным: прагматические аспекты культа реликвий святых

Одиссей. Человек в истории-2023 (№2): История науки ПРЕПРИНТ (pages 34-60) | Арнаутова Юлия Евгеньевна

Культ реликвий святых и желание церквей обладать ими обычно связываются с темой благочестия и потребности в чуде прихожан: историография этой проблематики уже необозрима. Однако «средневековое народное благочестие» — феномен высокого и позднего Средневековья, когда происходит формирование внутренней религиозности и источники, документирующие массовые паломничества, преимущественно книги чудес святых (miracula), можно считать вполне достоверными. Предметом размышлений в данной статье являются, напротив, темы, которые попадают в поле зрения исследователей крайне редко: это вполне утилитарные функции реликвий, необходимых для освящения любого алтаря, принесения клятв на реликвиях, для легитимации хранящего реликвии монастыря или канониката как «бастиона власти» его основателя. Иными словами, речь пойдет о самом раннем этапе культа реликвий в Западной Европе, его теологическом обосновании, источниках и способах обретения мощей святых и связанных с ними ритуалах перенесения реликвий на новое место (translatio), освящения алтаря (dedicatio altaris), принесения клятвы.

The cult of relics and the desire of parishes to own them are usually associated with the matters of piety and necessity of miracles by parishioners: the historiography of this issue is already immense. Nevertheless, “medieval popular piety” is a phenomenon of High and Late Middle Ages, when internal religiosity was being formed and sources documenting mass pilgrimages, mainly books of miracles of saints (miracula), can be considered quite reliable. Themes of the discussion in this particular article, on the contrary, quiet rarely come to the attention of researchers: completely utilitarian functions of relics necessary for the consecration of any altar, swearing an oath on sacred relics, needed for the legitimation of the monastery or canonical house that keeps the relics as a “bastion of power”. In other words, the discussion will revolve around the earliest stage of the cult of relics in Western Europe, its theological basis, methods of obtaining the relics of saints and the associated rituals of transferring relics to a new place (translatio), consecrating the altar (dedicatio altaris) and taking an oath.

Keywords: раннее Средневековье, билокация святого, святое место (locus sanctus), римские кладбища, перенесение реликвий (translatio), освящение алтаря (dedicatio altaris), клятва на реликвиях.