almanac
Odysseus. Man in History.
Established by A.Ya.Gurevich in 1989

Царь богоизбранный, а не самозванный в России 1666 года (Тема благословения рода праведных государей в "Мече Духовном" Лазаря Барановича)

Одиссей. Человек в истории 2024. №№1-2 (32-33): Мошенники, самозванцы и самозванчество как социокультурный феномен ПРЕПРИНТ (pages 53-69) | Сукина Людмила Борисовна

Автор исследует вопрос, как тема богоизбранности царской власти была интерпретирована в книге Лазаря Барановича «Меч Духовный» 1666 г. Идея богоизбранности верховного правителя и Божьего покровительства праведным государям еще в Средневековье получила распространение в культуре христианского мира. В России 1660-х гг. она была актуализирована благодаря особому стечению обстоятельств: церковная реформа, расширение территории государства за счет присоединения новых земель военным путем, абсолютизация власти царя Алексея Михайловича и ожидание Конца света. При этом второй государь династии Романовых был заинтересован в дополнительных аргументах, легитимирующих его самодержавие, о чем свидетельствуют документы Тайного приказа, касающиеся слухов о его «незаконном» происхождении, и некоторые детали конфликта царя с патриархом Никоном. В статье показано, как Лазарь Баранович с помощью схоластических богословских и литературных приемов, подразумевающих, в том числе, обильное цитирование, создает стройную и убедительную концепцию праведного рода русского государя, династии, оказавшейся на вершине власти по воле Божьей. Согласно ей, государь Алексей Михайлович – не самозванец и случайный баловень судьбы, а богоизбранный царь, подобный библейскому Давиду, императору Константину Великому и другим прославленным правителям древности. По праву Божьего избранника русский царь владеет обоими мечами власти – светской и церковной

Keywords: русское самодержавие, династия Романовых, идея праведного государя, старопечатная книга, богословско-политическая концепция